Б№6. 1) Социальная мобильность людей - возможность смены социального слоя. Социальная мобильность может быть высокой и низкой. Примером высокой социальной мобильности могут послужить США, примером низкой — Индия.  2 вида: 1) Вертикальна –  продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз. Восходящая мобильность — социальный подъем (Повышение в должности). Нисходящая — социальный спуск, (Разжалование). Горизонтальная – перемещение человека или группы людей, на одном и том же уровне без изменений статуса.
2)  Политический режим и его формы. Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии «политическая система».  Термин «политический режим» характеризует политическую жизнь с разных сторон: «политический режим» определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Согласно ей классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов (партийной системы, групп давления). Форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима. Признаками: механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров; порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями; реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов; способы урегулирования социальных и политических конфликтов.

Б№7. 1) Основные классы современных развитых обществ. Элита Социальная – высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью  над другими группами и влиянием  в обществе. Наиболее распространено понимание  элиты как меньшинства, обладающего монополией на власть и принятие. Многие определяют элиту как людей, осуществляющих наиболее важные функции в обществе или  под элитой понимают людей, достигших наивысших показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством  ответственности. Элита рассматривается как необходимый элемент  социальной структуры общества, которому отводится решающая роль  в управлении обществом.  Элита  как вершина пирамиды общества разделяется на различные группы. Выделяют политическую элиту, связанную с функциями политического управления, экономическую элиту, контролирующую основные финансово-экономические структуры страны (в России это руководители  государственных предприятий ("директора") и негосударственных структур – "бизнес-элита" как специфическая элитная группа) , научную, культурную, военную и др группы элит Правящие элиты различаются по степени открытости / закрытости.
Особая роль среднего класса. В индустриальных развитых странах он составляет большинство населения – 60-80%. Чем больше средний класс, тем меньше вероятность того, что общество будут сотрясать революции, межнациональные конфликты, социальные катаклизмы. Средний класс разводит два противоположных полюса, бедных и богатых, и не дает им столкнуться. Три слоя среднего класса:  Верхний является по своему положению переходным к высшему (элитному) классу общества. Представители верхнего слоя живут заметно лучше окружающих и в значительной степени удовлетворены своей жизнью. Смотрят в будущее с оптимизмом. Средний (собственно средний класс). Половина представителей среднего слоя рассчитывает на сохранение достаточно высоких статусных позиций. Нижний. Иногда его называют «базовым слоем общества», имея в виду его многочисленность. Большая неудовлетворенность своей нынешней жизнью и пессимизм в отношении будущего.
2) Политические партии и общественно - политические движения. Политическая па́ртия— «искусство управления государством»— особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения. Общественно-политические движения включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

Б№8 1)
нации и межнациональные отношении. Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития. Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта. Признаки нации. Единая раса, Язык, Религия, Привычки, Ценности.
В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас насчитывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными. Напряжённость в межнациональных отношениях в России – одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества. Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного. Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к кокой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданом, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации. Род— один из основных рангов иерархической классификации в биологической систематике.  Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Народность — историческая общность людей, возникающая из отдельных племён при распаде родоплеменных отношений, на ранней стадии феодализма, основанного на натуральном хозяйстве, до возникновения прочных экономических связей и единой экономики. Характеризуется единством языка, территории, обычаев и культуры. Более высокой ступенью развития общества является народ.
2) Тоталитарное государств. Тоталитарное государство, форма авторитарных буржуазных государств периода империализма, характеризующаяся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, дискреционные (законом не ограниченные) полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще. Крайне Т. г. были фашистские Германия и Италия. Тоталитаризм - весь, целый, цельность, полнота — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм, сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.

Б№9. 1) Национализм и его формы. Национали́зм — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. Русскоязычные СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными. Многие проявления крайнего этнонационализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям. Воинствующий национализм находит наиболее яркое выражение в этнических (этнолингвистических) конфликтах. Эти конфликты характерны прежде всего для многонациональных государств, которых в мире около 60, и государств с более или менее значительными национальными меньшинствами (их примерно столько же). Они имеют сложный, противоречивый и долговременный характер, а в основе их могут лежать территориальные споры, к которым добавляются исторически накапливавшиеся обиды, воспоминания о пережитом национальном угнетении и тем более геноциде, длительная взаимная отчужденность и вражда. В развитых странах причинами этнических конфликтов чаще являются не прямая дискриминация, нарушение прав челове­ка, а социальное неравенство, различия в уровнях жизни национальных меньшинств и «титульных» наций. А конечной целью этнических конфликтов является либо получение автономии, либо завоевание полной политической независимости. И то и другое - это разные проявления сепаратизма, т. е. стремления к обособлению, отделению. В наши дни сепаратизм оказывает большое дестабилизирующее воздействие на весь мировой геополитический порядок. Защитный национализм, при котором доминируют идеи зашиты культуры, языка, территории, демографического воспроизводства.
2) Авторитарное государств. - государство, в котором господствует антидемократический, авторитарный режим. Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партии и других организации. ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов. Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Признаки автократизм или небольшое число носителей власти (монарх, диктатор, военная хунта, олигархическая группа); неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению; игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена; монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения); отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии; права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);  личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

Б№10. 1)  Обострение межэтнических проблем на территории бывшего СССР.
Негативные последствия  национальной политики СССР. Изменение народов во время ВОВ за террористические действия: Репрессии, ссылки в Сибирь, Казахстан. 
Непродуманная политика. В Сибири появляется Еврейский автономный округ.
Два основных развития национальных отношений.
1) Этническая дифференциация – разделение этносов, каждый из которых стремиться к обособленности и самостоятельности. Развитие экономической, политической культуры. Иногда называют национальной. (Характерно для многонациональных стран. Азиатские страны. Те страны которые получили независимость. Латвия, Литва, Эстония)
2) Этническая интеграция – Объединение наций. Ее называют интерграциональной , так как она ведет к расширению межэтнических связей. Тесное сотрудничество между нациями.   В настоящее время в отношениях наций и народностей превалирует процесс сближения культур и создания общемировой культуры. Этнические особенности и различия при этом не исчезают, а сохраняются. Процесс И.э. происходит как на уровне отдельных государств, так и внутри них, отдельного этноса, нации, общества, многоэтнической страны. Межнациональная рознь, дезинтеграция тормозят этническое развитие. И.э. близка к явлению консолидации.

2) Демократи. Демокра́тия— «власть народа»,— политический режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, от семьи до всего человечества, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право наций на самоопределение, права человека. Черты: Прежде  всего,  в  конституциях  и  законах  демократических  стран закреплены личные и политические права и свободы  граждан.  Провозглашено  и обеспечивается  равенство   людей   перед   законом   и   судом. Гражданам предоставлены равные возможности обустроить  свою  жизнь. Разделение   властей. 3аконодательную,  исполнительную  и  судебную  власти  в  этих  государствах осуществляют разные и вполне самостоятельные органы. Одни принимают  законы, другие по этим законам управляют,  третьи  судят. Государство   не   может   считаться    демократическим,    если самоуправление не  гарантировано  законом;  если  мэров,  старост  и  других должностных лиц назначает губернатор, губернаторов - президент, а  столичная бюрократия решает, дать ли денег на решение местных  проблем  или  направить средства в другую область. Выборность президента, членов законодательных  собраний,  глав  исполнительной  власти, органов   местного   самоуправления.   Выборы   только    тогда    считаются демократическими, когда выбирают среди нескольких  соперников-кандидатов,  а не просто голосуют за единственного кандидата.  Поскольку  каждый  гражданин имеет право избирать  и  быть  избранным,  значит  все  равны  в  реализации верховной власти народа.