Б№1. 2) ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. Государство - основной элемент политической структуры социально дифференцированного общества. Оно возникло на Древнем Востоке, гораздо позднее появилось в Европе. Сегодня признано, что  возникновение государства имело  многофакторный  характер . Основными факторами этого процесса , являлась  возникновение обособленного аппарата власти государственного аппарата, содержание этого аппарата за счет налогов с граждан, появление звеньев публичной государственной власти например как особая организация вооруженных людей профессионально занимающихся военным ремеслом, территориальное разделение населения, при котором уже не учитываются кровнородственные связи. Но во многих случаях сказывалось влияние и других факторов. Введение войн, захваты территории, массовые миграции ускоряли этот процесс. Народы, строившие свою государственность  позже других, использовали уже имеющийся опыт, например греческий или римский. Термином ‘’ государство’’  обозначается  политический институт, который характеризуется следующими чертами: отношение власти и подчинения ; у государства есть масса возможностей - от закона и традиций до специальных органов принуждения, чтобы организовать  и подчинить народ; монопольным использованием насилия теми , кто владеет властью ; правда, в периоды бунтов, революций и прочих политических катаклизмов  насилие активно применяется теми , кто  не имеет власти , для того, чтобы эту власть получить; наличием законов и правом их применять. | Формы государства и его органов определяются , как правило , национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии , иначе говоря , своеобразием сочетания национального и интернационального в политике .
Существуют три ветви государственной власти:• Законодательная.• Исполнительная. • Судебная.
При тирании судебная и законодательная ветви власти были подчинены исполнительной ветви власти в лице бюрократии. Можно привести пример вооружённого конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти. В России с 1991 по 1993 гг. шла борьба между исполнительной и законодательной ветвями власти, т.е. между президентом Ельциным и ВС во главе с Хасбулатовым, в котором большинство составляли коммунисты. В демократическом обществе существует ограниченный статьями конституции конфликт между тремя ветвями власти, который позволяет, с одной стороны, предохранить общество от установления тирании, а с другой стороны, предотвратить перерастание этого ограниченного Конституцией конфликта в вооружённую борьбу между ветвями власти. Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент. Исполнительная— один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации. Судебная - осуществляется только судами; имеет полную самостоятельность; реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 

Б№2. 1) Общество и его основные типы. Ключевым понятием социологии является «общество». Однако в повседневной жизни это понятие используется весьма широко и многозначно: небольшой круг людей, общество любителей театра; российское общество в целом.Общество можно определить как самую крупную совокупность людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием общей территорией, историей и культурой. Определение общества как самой крупной совокупности людей необходимо для большей точности. Относительно времени появления человека современного вида. Общество, государство и страна – понятия близкие, но не тождественные. Если общество – это сами люди, живущие вместе и взаимодействующие друг с другом, то государство – управляющие ими органы власти, и страна – определённая территория, на которой они обустроились и живут. Общество – люди. Государство – органы власти. Страна – территория, где проживают члены общества. Доиндустриальное. Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности — земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Термин «Индустриальное общество» впервые прозвучал в работах на рубеже XVIII—XIX веков. Широкое распространение индустриального общества получила в 50 — 60-х гг. XX века в когда с помощью неё решались даже прикладные задачи — организация на предприятиях и решение трудовых конфликтов. В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Переход к индустриальному обществу происходит на базе индустриализации — развития крупного машинного производства. Начало индустриализации можно датировать серединой XVIII-го века, когда произошёл промышленный переворот в Великобритании — переход от мануфактуры к машинному производству. В России индустриализация успешно развивалась с конца XIX — начала XX веков, а после Октябрьской революции (с конца 1920-х гг.) индустриализация осуществлялась форсировано. Постиндустриальное. Основателем концепции постиндустриального общества стал американский социолог Даниэл Белл.  Однако сам появился в США ещё в 1950-ые годы. С конца 1960-х— возрастает престиж образования, появляется целый слой квалифицированных специалистов, менеджеров, людей умственного труда. Сфера услуг, науки, образования постепенно начинает преобладать над промышленностью и сельским хозяйством, где тоже активно используются научные знания. В 1950−1970 годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний.
2) Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.  Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее). Признаки: Развитая демократия; Правовая защищённость граждан; Определённый уровень гражданской культуры; самоуправляемость. Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков. Она появилась с возникновением государства и разделения общества на государственную и негосударственную сферы человеческой жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов.

Б3.1) Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков. Чаще всего, говоря об эволюции, имеют в виду биологическую эволюцию. Биологическая эволюция — необратимое и направленное историческое развитие живой природы. Революция — радикальное, коренное, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Рефо́рма — преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов. Нап: Отмена крепостного права, Перестройка — цикл реформ с 1986 по 1991 годы, Введение единой валюты Евро на территории Европейского союза. 
2) Унитарное государство.  — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета. Федера́ция — объединение, союз — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Признаки:  Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, республик. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации. Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Б4. 1) Социальная структура общества. Социальная структура – это  устойчивая  связь  элементов  в  социальной системе.  Основными  элементами  социальной  структуры   общества   являются индивиды,   занимающие   определенные   позиции   (статус)   и   выполняющие определенные  социальные  функции  (роли),  объединение  этих  индивидов  на основе  их  статусных   признаков   в   группы,   социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает  объективное деление общества на  общности,  роли,  слои,  группы, указывая  на различное положение людей  по  отношению  друг  к  другу  по  многочисленным критериям.  Социа́льная о́бщность — широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы), вырастающие на этнической основе (народности, нации). Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с др.общностями. Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность. 1) Закрытое общество. По крови. 2) Обособленные социальные группы, принадлежность которых передавалось по наследству, но могла быть куплена за деньги или даровано властью. 3) Социальные группы, принадлежность которых определяется положением людей. Высшие и низшие власти.
2) Мона́рхия — «единовластие» «одиночный, единый» — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору и передаётся по наследству. Ограниченные (Парламентом) Бельгия, Дания. Это Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Неограниченные – Китай, Оман, Саудовская Аравия.   Это Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган. Другие виды: Деспотия – абсолютное господство монархии. Теократия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. 3) Сословная – монархия, при которой власть монарха ограничена представителями его вассалов. Страны Европы 13–15 в, Россия 16-18 в. 4) Просвещенный абсолютизм – правитель просвещенный монарх настроенный на проведение регрессивных реформ.

Б№5. 1) Социальная стратификация - одно из основных понятий буржуазной социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе; социальную структуру общества; отрасль буржуазной социологии. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы. При этом различают "одномерную стратификацию", когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и "многоизмеримую стратификацию", определяемую совокупностью признаков. Есть разделение общества на "высшие", "средние" и "низшие" классы и страты, число которых, как правило, определяется произвольно. Вообще С.с – раздел общества по уровню: Доход, власть, образование. Исторические типы: Кастовое (Чистый), Сословное, Классовое (Разряд) Основные страты современного общества. Высший класс 0 представляет социальную элиту. Небольшой слой богатых людей, которой управляют эк, полит, культурной жизни общественности. Президент, полит. Лидеры, крупные бизнесмены, наиболее влиятельные люди твор. Проф. Средний класс – зажиточные слои общества. Ученые, художники, врачи, средние и мелкие бизнесмены. Рабочий класс – квалифицированные работники. Фабрики, заводы, сель. Предприятия. С постоянной и надежной работой. Низкий класс – не квалифицированные рабочие, безработные люди.
2) Республика. — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками. Республике присущи следующие признаки: Существование президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть. Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок. Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий. При президентом правлении, власть в стране более устойчива. 3 вида власти: Исполнительная, законодательная (Россия, США), судебная. Власть мене стабильна, если парламент разобщен.